российский режиссер-аниматор, художник и педагог
Выдающийся российский режиссер-аниматор, талантливый художник и педагог, стоявший у истоков отечественной анимации, в 1937 году впервые пришёл на студию «Союзмультфильм» и уже не расставался с этой профессией никогда.
Его фильмы известны и любимы всеми: «Топтыжка», «Винни-Пух», «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм», «Икар и мудрецы» и другие. Сплав доброты, юмора, жажды жизни и мыслей о её вечных ценностях – суть творчества Ф.С. Хитрука. Он прожил 95 лет, из них более 70 лет занимался анимацией, утверждая, что первый вопрос, который должен задавать себе режиссёр: «Чем я буду удивлять?». Он удивлял, волновал и радовал своими мультфильмами миллионы детей.
Родился Федор Савельевич в 1917 году в Твери. С детства любил рисовать и обожал кино, поэтому решил стать художником-иллюстратором и поехал в Москву учиться. Вот тогда-то и попал в него «вирус мультипликации». Проработав 25 лет на «Союзмультфильме» художником-мульпликатором, накапливая опыт, мастерство, идеи, он испытал и горечь первых неудач, и восторг от первого мультфильма, в который вошли его рисунки.
Режиссурой анимационных фильмов Фёдор Савельевич стал заниматься довольно поздно, в 44 года, но стал не просто великолепным режиссёром, а настоящим явлением в анимации. Почти все 15 фильмов Хитрука – в сотне лучших за век существования анимации, названных самими мультипликаторами.
У первого же его фильма «История одного преступления» был большой успех. Сегодня этот фильм считается началом нового стиля в советской мультипликации – лаконичного и яркого. «Минимум средств — максимум выразительности» – такой девиз вывесил Ф.С. Хитрук над рабочим столом во время работы над фильмом. Может быть, его творчество и нравится зрителям потому, что он доверяет уму зрителей, предлагая им самим додумывать, «довоображать» подробности сюжета.
В каждом фильме Ф.С. Хитрука было какое-то своё открытие. Например, в фильме «Топтыжка» его зверята были пушистыми, не ограниченными твёрдым контуром, как было принято в диснеевской анимации. Это было необычно и придавало образам особую милую теплоту. Позднее он использовал в фильмах фото- и киноизображения, подлинную фактуру (береста, ткань и фольга в «Топтыжке»); обращался к традициям книжной графики и немого кино, строил композицию по законам музыкального произведения («Икар и мудрецы»). Одним словом, творческое наследие Ф.С. Хитрука – это настоящая сокровищница приёмов для его учеников и последователей.
Его фильмы не просто помнят, они разошлись на цитаты. Помните: «А не пора ли нам подкрепиться?», «Это все оттого, что кто-то слишком много ест», «Я дарю тебе этот шнурок. Бездвоздмездно, т.е. даром» и т.д. Этот сплав юмора подарил миру Ф.С. Хитрук.
Два мультфильма Ф.С. Хитрука можно было бы назвать автобиографичными. Первый из них – «Каникулы Бонифация». В нём говорится о том, как лев, работавший в цирке, отправился в отпуск, но вместо отдыха целыми днями давал представления детям. «Какая замечательная вещь каникулы!» — восклицает он в конце. И в этой ситуации было много похожего на Ф.С. Хитрука – он тоже не знал усталости, если видел, какую радость приносит детям.
А в его фильме «Икар» есть какой-то романтизм, присущий именно Фёдору Савельевичу. Это картина про трогательного, простодушного Икара, уничтоженного унылыми мудрецами. Интересно, что аниматор сделал персонаж Икара не в образе античного героя-красавца, а в обличье маленького, нелепого человека с одной единственной страстью – летать. Мечта его была настолько велика, что никакие неудачи не могли остановить его.
Примечательно, что Ф.С. Хитрук делал мультфильмы не только для детей, но и для взрослых. Наиболее известны из них: сатира на бюрократию «Человек в рамке» (1966), притча об одиночестве человека в современном обществе «Остров» (1973), притча «Лев и Бык» (1984) и, конечно, пародия «Фильм, фильм, фильм!» (1968). Именно Ф.С. Хитрук изменил традиционный взгляд на анимацию, как на чисто детское искусство.
Федор Савельевич был не только замечательным режиссёром-аниматором, но и прекрасным педагогом. Он по-отечески относился к любому студенту, стараясь сделать все возможное, чтобы раскрыть его талант. Он говорил ученикам, что раз уж вы взялись за такое сильнодействующее средство, как анимация, то должны ему соответствовать, должны удивлять не просто трюком, а нести какую-то ценную мысль.
В своём двухтомнике «Профессия – аниматор» Ф.С. Хитрук выступает как исследователь анимационного искусства, даёт уроки режиссуры, знакомит со своим педагогическим опытом. Может быть, читатель, перевернувший последнюю страницу книги Фёдора Хитрука, будет точно знать, что анимация – это просто волшебство, которое обыкновенные люди могут творить своими руками.
Ринат Хабирьялов
(по материалам Ирины Себелевой)