Педагог дополнительного образования
Направление деятельности: компьютерное творчество
Владимир Иценович относит себя к тем людям, которые считают работу жизненным предназначением и долгом. В сегодняшнюю профессию, по собственному признанию, привела «Её Величество Случайность». Будучи студентом 4-го курса физического факультета он приходит в школу, чтобы преподавать старшеклассникам физику. Причина же весьма актуальная в студенческой среде и в советские времена», и в наши дни – дополнительный заработок. В послевузовской жизни была совсем другая сфера деятельности. Но, видимо, так и не пропало с тех пор желание учить детей, рассказать им о чём-то, поделиться тем, что знает сам, воспитывать их в творческой атмосфере.
Окончив полный курс средней школы (современные 11 классов), семнадцатилетним юношей Владимир Тарабанчук начинает трудовую деятельность в качестве сварщика на Заводе отопительного оборудования. Спустя четыре года поступает на физический факультет Карагандинского государственного университета. Стремление к знаниям, высшему образованию – исключительное по тем временам. В 1982 году с успехом защищает дипломную работу «Установка для исследования люминесценции на переменном модулированном сигнале».
А дальше – то, чему учили, и то, что диктовала сама жизнь. Содержание значимой практической деятельности В.И. Тарабанчука способно удивить. В первые послеуниверситетские годы это работа в полевых геологических партиях в Казахстане, ввод в эксплуатацию первых цифровых сейсмических станций «Прогресс».
С началом «перестроечных» времён, когда распад Советского Союза был уже далеко не за горами, судьба распорядилась так, что Владимир Иценович переезжает с семьёй из Казахстана в Ярославль. Его приглашают на Гаврилов-Ямский испытательный полигон для геофизической аппаратуры. Среди важнейших – государственные испытания первых отечественных компьютеризированных сейсмических станций «Горизонт». И это уже должность главного инженера в почти юношеские 30 с небольшим лет!
Следующая трудовая пятилетка большей частью проходит уже в новой России. Путь от начальника отдела геологоразведочной экспедиции до ведущего геофизика отдела геофизики проходит в Государственном научно-производственном предприятии по сверхглубокому бурению и комплексному изучению недр Земли ГНПП «Недра». Здесь В.И. Тарабанчук занимается разработкой программного обеспечения к портативному спектральному прибору для экспресс-анализа до 16 элементов в керне, а также изучением изменения геотермальных условий при изменении напряженности горных пород (Тырныаузская глубокая скважина).
С 1995 года настало время, когда весь свой профессиональный потенциал и опыт Владимир Иценович начинает применять в коммерческой деятельности. Он работает на различных руководящих должностях в частных структурах, где в основном занимается разработкой программных приложений для автомобильного бизнеса.
В 2010 году начинается новый трудовой этап. Владимир Тарабанчук возвращается к деятельности, начало которой было положено ещё в молодости, к педагогике. Он приходит в Центр «Перспектива» на должность педагога дополнительного образования по компьютерному творчеству, а позже совмещает с ней ещё и должность заместителя директора по АХЧ.
И вновь не даёт покоя взращённая годами пытливость исследователя. Уже через два года собственная методика начинает давать качественные результаты. Подтверждением тому служат победы учеников на конкурсах по компьютерному творчеству. Экспериментальная деятельность с обучающимися приводит к созданию методической разработки, в которой исследованию подвергается развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий компьютерной графикой и анимацией (2012). Результаты данного исследования подтверждают положительную динамику уровня творческих способностей в экспериментальной группе.
Те из коллег, кому удавалось побывать на занятиях В.И. Тарабанчука, знают, что весь образовательный процесс пронизан настоящей любовью и уважением, отзывчивостью и внимательностью к своим подопечным. Сам Владимир Иценович – отец троих детей – признаётся, что работа в детском образовательном учреждении – далеко не лёгкий труд. «Работу с детьми, особенно в современных условиях, трудно назвать лёгкой, если воспринимать её, как часть твоей жизни», – говорит педагог.
Мы специально встретились с Владимиром Иценовичем, чтобы он ответил на несколько вопросов.
- Владимир Иценович, что для Вас преподавательская деятельность – труд, вдохновение, подвиг, долг?
- Преподавательскую деятельность считаю долгом перед своими учителями - настоящими людьми с большой буквы.
- Какова Ваша жизненная позиция, или жизненное кредо, если хотите?
- Быть честным перед самим собой, и всегда стремиться сделать хоть чуть-чуть больше, чем имеешь на это возможностей.
- Что Вы считаете самым главным в жизни вообще, и в Вашей жизни, в частности?
- Главное в жизни вообще – это Божий дар – дети! Лично в моей жизни главное – быть, а не казаться настоящим отцом.
- В чём уникальность или новаторство Вашей методики преподавания?
- Думаю, что до уникальности и новаторства мне ещё очень далеко. На занятиях по компьютерной графике мы успеваем поговорить и о музыкантах, и о художниках. Практикую прослушивание классической инструментальной музыки во время выполнения ребятами графических работ на компьютере. Наблюдая за детьми на занятиях, ощущаю, что такой подход даёт положительный эффект, обогащает атмосферу, в которой детям хочется творить.
- Что пока не получается в работе, над чем стоит задуматься, к чему стремиться?
- Стремиться всегда есть к чему. Люди без устремлений, наверно, не очень полноценны. Сейчас мне хотелось бы достичь большего мастерства в педагогической деятельности. А дальше - посмотрим, жизнь покажет.
- Что бы Вы хотели ещё успеть в жизни? Чему-то научиться, например?
- Хотелось бы успеть разработать универсальную методику по развитию творческих способностей детей.
- Есть ли у Вас заветная мечта, не касающаяся Вас лично, а охватывающая какой-нибудь глобальный процесс или явление?
- Есть. Чтобы глаза всех детей были счастливыми!
Ринат Хабирьялов,
заведующий отделом Медиашкола