педагог дополнительного образования
В наше непростое, но очень интересное время весьма легко пропустить что-то, пройти мимо кого-то и не заметить. Часто мы не можем уследить за событиями, происходящими в родной стране, родном городе. Мы не всегда успеваем разглядеть лица людей, находящихся совсем рядом. Теперь этому никто не удивляется. Все мы – очень занятые прохожие, коллеги, одноклассники. Учёба, работа, семья – этот обыденный круговорот всё больше становится для нас «сказкой-неотвязкой». А может, вернуться из сказки в быль? Давайте попробуем узнать друг друга получше. Ведь мы – здесь, мы – рядом!
Как кстати, что на сайте появилась возможность рассказать о людях, работающих в педагогической профессии в Центре анимационного творчества «Перспектива». Рубрика «Персона» открывает здесь свой первый сезон, серию статей о педагогах Центра. Все они – незаурядные личности, стремящиеся в своей работе к авторскому подходу, применению собственных методик, внедрению в педагогическую практику инновационных моделей, к повышению своего профессионализма и мастерства своих учеников.
В этой статье речь пойдёт о педагоге дополнительного образования Владимире Иценовиче ТАРАБАНЧУКЕ (на фото). Его взгляд на жизнь и педагогику, несомненно, будет многим интересен.
Владимир Иценович относит себя к тем людям, которые считают работу жизненным предназначением, в известном смысле, неким долгом. В сегодняшнюю профессию, по собственному признанию, привела «Её Величество Случайность». Будучи студентом 4-го курса физического факультета он приходит в школу, чтобы преподавать старшеклассникам физику. Причина же весьма актуальная в студенческой среде и в «те советские времена», и в наши дни – дополнительный заработок. В послевузовской жизни была совсем другая сфера деятельности. Но, видимо, так и не пропало с тех пор желание учить детей, рассказать им о чём-то, поделиться тем, что знает сам, воспитывать их в творческой атмосфере.
Окончив полный курс средней школы (современные 11 классов), семнадцатилетним юношей Владимир Тарабанчук начинает трудовую деятельность в качестве сварщика на Заводе отопительного оборудования. Спустя четыре года поступает на физический факультет Карагандинского государственного университета. Стремление к знаниям, высшему образованию – исключительное по тем временам. Процент населения СССР, имеющего вузовский диплом, всё-таки ещё очень низок. В 1982 году с успехом защищает дипломную работу «Установка для исследования люминесценции на переменном модулированном сигнале».
А дальше – то, чему, как говорится, учили, и то, что диктовала сама жизнь. Содержание без преувеличения значимой практической деятельности В.И. Тарабанчука способно удивить любого обывателя. В первые послеуниверситетские годы это работа в полевых геологических партиях в Казахстане, ввод в эксплуатацию первых цифровых сейсмических станций «Прогресс».
С началом «перестроечных» времён, когда распад Советского Союза был уже далеко не за горами, судьба распорядилась так, что Владимир Иценович переезжает с семьёй из Казахстана в Ярославль. Его приглашают на Гаврилов-Ямский испытательный полигон для геофизической аппаратуры. Среди важнейших – государственные испытания первых отечественных компьютеризированных сейсмических станций «Горизонт». И это уже должность главного инженера в почти «юношеские» 30 с небольшим лет!
Следующая трудовая «пятилетка» большей частью проходит уже в «новой» России. Путь от начальника отдела геологоразведочной экспедиции до ведущего геофизика отдела геофизики проходит в Государственном научно-производственном предприятии по сверхглубокому бурению и комплексному изучению недр Земли (ГНПП «Недра»). Здесь В.И. Тарабанчук занимается разработкой программного обеспечения к портативному спектральному прибору для экспресс-анализа до 16 элементов в керне, а также изучением изменения геотермальных условий при изменении напряженности горных пород (Тырныаузская глубокая скважина).
С 1995 года настало время, когда весь свой профессиональный потенциал и опыт Владимир Иценович начинает применять в коммерческой деятельности. Он работает на различных руководящих должностях в негосударственных структурах, где в основном занимается разработкой программных приложений для автомобильного бизнеса.
В 2010 году начинается новый трудовой этап. Владимир Тарабанчук возвращается к деятельности, начало которой было положено ещё в молодости, к педагогике. Он приходит в Центр «Перспектива» на должность педагога дополнительного образования по компьютерному творчеству, а позже совмещает с ней ещё и должность заместителя директора по АХЧ. И вновь не даёт покоя взращённая годами пытливость исследователя. Уже через два года собственная методика начинает давать качественные результаты. Подтверждением тому служат победы учеников на конкурсах по компьютерному творчеству различных уровней. Успешность методики заключается в том, что дети в результате воплощения какой-либо творческой идеи имеют возможность увидеть конечный результат своих трудов – готовый анимационный ролик со звуковым сопровождением, созданный с помощью современных технических средств.
Экспериментальная деятельность с обучающимися приводит к созданию методической разработки, в которой исследованию подвергается развитие творческих способностей младших школьников в процессе занятий компьютерной графикой и анимацией (2012). Результаты данного исследования подтверждают положительную динамику уровня творческих способностей в экспериментальной группе. Правда, исследователь отмечает, что, к своему сожалению, «не имеет собственных достижений в педагогике», скромно причисляя все успехи учеников исключительно к их заслугам.
Те из коллег, кому удавалось побывать на занятиях В.И. Тарабанчука, знают, что весь образовательный процесс пронизан настоящей любовью и уважением, отзывчивостью и внимательностью к своим подопечным. Сам Владимир Иценович – отец троих детей – признаётся, что работа в детском образовательном учреждении – далеко не лёгкий труд. «Работу с детьми, особенно в современных условиях, трудно назвать лёгкой, если воспринимать её, как часть твоей жизни», – говорит педагог.
Совсем недавно мы специально встретились с Владимиром Иценовичем, чтобы он ответил на несколько вопросов.
- Владимир Иценович, что для Вас преподавательская деятельность – труд, вдохновение, подвиг, долг?
- Преподавательскую деятельность считаю долгом перед своими учителями - настоящими людьми с большой буквы.
- Какова Ваша жизненная позиция, или жизненное кредо, если хотите?
- Быть честным перед самим собой, и всегда стремиться сделать хоть чуть-чуть больше, чем имеешь на это возможностей.
- Что Вы считаете самым главным в жизни вообще, и в Вашей жизни, в частности?
- Главное в жизни вообще – это Божий дар – дети! Лично в моей жизни главное – быть, а не казаться настоящим отцом.
- В чём уникальность или новаторство Вашей методики преподавания?
- Думаю, что до уникальности и новаторства мне ещё очень далеко. На занятиях по компьютерной графике мы успеваем поговорить и о музыкантах, и о художниках. Практикую прослушивание классической инструментальной музыки во время выполнения ребятами графических работ на компьютере. Наблюдая за детьми на занятиях, ощущаю, что такой подход даёт положительный эффект, обогащает атмосферу, в которой детям хочется творить.
- Что пока не получается в работе, над чем стоит задуматься, к чему стремиться?
- Стремиться всегда есть к чему. Люди без устремлений, наверно, не очень полноценны. Сейчас мне хотелось бы достичь большего мастерства в педагогической деятельности. А дальше - посмотрим, жизнь покажет.
- Что бы Вы хотели ещё успеть в жизни? Чему-то научиться, например?
- Хотелось бы успеть разработать универсальную методику по развитию творческих способностей детей.
- Есть ли у Вас заветная мечта, не касающаяся Вас лично, а охватывающая какой-нибудь глобальный процесс или явление?
- Есть. Чтобы глаза всех детей были счастливыми!
Ринат Хабирьялов,
заведующий отделом мультимедийного образования