Почта Gmail Почта ДО мэрии Виртуальный кабинет

Международные Педагогические Чтения по гуманной педагогике

28.03.2013, ЦАТ «Перспектива».
Международные Педагогические Чтения по гуманной педагогике

22-24 марта в Московском городском педагогическом университете прошли XII Международные Педагогические Чтения по гуманной педагогике. Посетила их наш педагог И.М. Себелева – последователь принципов гуманной педагогики.

Такие Чтения проводятся в Москве ежегодно, и с каждым годом в них участвуют всё больше учителей, воспитателей, родителей, работников образования из разных городов и стран. Организаторы – Международный Центр Гуманной Педагогики, Международный Центр Рерихов, Московский городской педагогический университет. Чтения проходят при поддержке: Российской Академии Образования, Международной Лиги Защиты Культуры, Общественного движения «Родительская забота», Издательского Дома Шалвы Амонашвили. Информационную поддержку осуществляют: «Учительская газета», газета «Первое сентября», газета «Содружество», журнал «Культура и время», Журнал «Три ключа».

Бессменный организатор и руководитель Чтений - Ш.А. Амонашвили, профессор МГПУ, академик РАО, почётный профессор многих университетов России и Зарубежья, член экспертного Совета по проблемам образования Государственной Думы РФ. Он называет эти Педагогические Чтения ступеньками вхождения в гуманную педагогику.

Как уже сообщалось, от Центра «Перспектива» в Чтениях приняла участие наш педагог И.М. Себелева. Мы попросили её ответить на несколько вопросов.

- Ирина Михайловна, расскажите, пожалуйста, какой теме были посвящены Чтения этого года?

- Их тема звучала так: «Манифест гуманной педагогики - путь в будущее». Этот программный документ, принятый год назад педагогическим сообществом, занимает всё более прочное место среди важнейших документов образования. В нём изложены основные идеи, определяющие направление Международного Движения гуманной педагогики. И для каждого педагога, разделяющего эти идеи, он становится источником развития педагогического сознания и мастерства.

- Хорошо. А какие слова или фразы из Манифеста Вы бы назвали ключевыми? Хотя, конечно, я понимаю, что, по большому счёту, в нём каждое слово – значимое.

- Я, пожалуй, процитирую то, что записано в преамбуле Манифеста: «В современном образовательном пространстве возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть «бич» образования - авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе».

Манифест призывает задуматься, - продолжает Ирина Михайловна,- как строить жизнь на принципах нравственности и доброты, призывает педагогов посвятить себя прекрасной цели – преобразованию мира через воспитание детей и самовоспитание. Участники Чтений пришли к выводу, что прошедший год подтверждает своевременность и жизненность этого программного документа. Он указывает путь выхода из сложившейся кризисной ситуации в образовании. Причём, Ш.А. Амонашвили подчеркнул, что уникальность Манифеста заключается в его способности обновляться, впитывать лучший опыт человечества, быть живым откликом на стремление к духовному измерению в педагогике.

- Расскажите, что из программы Чтений заинтересовало Вас как педагога особенно?

- На открытии Чтений выступали многие заслуженные, именитые педагоги, академик Ш.А. Амонашвили очень интересно рассказывал о судьбе Манифеста. Далее в рамках Чтений работали 7 лабораторий, посвящённых теме форума. На восьми мастер-классах демонстрировался новый творческий опыт осуществления идей Манифеста и среди них – долгожданный мастер-класс самого Ш.А. Амонашвили.

Я участвовала в работе лаборатории под названием «Манифест: духовный гуманизм», которую вела очень созвучный мне человек, профессор МПГУ Е.Н. Чернозёмова. Вместе с ней участники лаборатории старались осмыслить понятие духовного гуманизма как мировоззренческой основы педагогического труда и понять, как оно должно воплощаться в жизнь. Елена Николаевна, чтобы облегчить эту трудную задачу, предлагала нам разные интересные формы взаимодействия (дискуссию, выражение мыслей через художественные образы, словесные игры и т.д.). И хотя было понятно, что не всегда получается осуществить желаемое в своей практике, все педагоги высказали решимость идти по этому пути дальше.

- А что в личном плане дает Вам участие в этих Чтениях?

- Я каждый год уже в течение 10 лет участвую в этом педагогическом форуме, и непременно буду продолжать, потому что считаю это очень важным для своего развития как педагога и человека. Чтения всегда проходят на высоком подъеме всех участников, приносят мне неожиданные открытия, новые интересные знакомства, хорошие книги. Я получаю мощный творческий импульс на весь год и уезжаю с желанием воплощать в своей практике всё мудрое и прекрасное, что я впитала во время этих трёх дней.

- Ирина Михайловна, вот на таком творческом подъёме, который Вы «привезли» в Ярославль, кратко сформулируйте, пожалуйста, свои основные выводы. Может, Вы хотите пожелать что-то своим коллегам – педагогам «Перспективы»?

- То же, что и себе. Поверить в себя, в необходимость гуманной педагогики, в важность своей педагогической миссии и стремиться к ее достижению, несмотря ни на какие преграды и мнения. И еще мне очень хочется, чтобы Манифест гуманной педагогики стал настольной книгой каждого педагога. Принимая его положения как руководство к действию, мы можем совершенствовать своё педагогическое искусство, развивать в себе понимание, терпение, благородство, культуру. Именно этого ждут от нас дети, за которыми – будущее!

(в публикации использованы некоторые фотоматериалы с сайта Международного Центра Гуманной Педагогики)