художник, режиссёр, аниматор (Канада)
В жизни бывают случайности, которые влекут за собой череду разных событий. И тогда многое меняется – к лучшему ли, к худшему. Знакомство с героем сегодняшней рубрики «Мастера анимации» на нашем сайте вполне походит на проделки «Его Величества Случая»!
Мартин Шартран, или Мартина, что привычнее для нашего слуха, на одном из кинофестивалей как-то увидела «Корову» Александра Петрова, и тут же загорелась идеей освоить оригинальную анимационную технику «ожившей живописи». Вскоре последовал четырёхлетний курс русского языка и приезд в Ярославль в мастерскую русского режиссёра-аниматора (1994). Здесь в течение 3-х месяцев Мартина училась у Александра Константиновича живописи «пальцем по стеклу». Затем, удачно ангажировав своего нового друга канадским кинопродюсерам, продолжила общение с ним уже на своей родине, в Канаде, где А.К. Петров в течение почти трёх лет жил и работал над фильмом «Старик и море», ставшим впоследствии лауреатом премии Оскар (2000). Такие вот «случайности»!..
Мартин Шартран родилась в 1962 году в Монреале (провинция Квебек, Канада). Изучала социологию и живопись в колледже «Ahuntsic», затем изобразительное искусство в Университете Конкордия. Здесь Мартин познакомилась с анимацией. В 1986 году в течение нескольких месяцев она работала в Оттаве над дизайном декораций для телесериалов.
В следующем году Мартина присоединилась к команде создателей художественного фильма «Bino Fabule» совместного производства Франции, Канады и Бельгии, который вышел на экраны в 1988 году. Позже Кристиан Бенар нанял её в свою компанию «Блю Рефлекс», где Мартин работала иллюстратором и аниматором видеоряда для сериала «Сказка для всех» (Conte pour tous). Затем Шартран стала сотрудничать с анимационным кооперативом Ciné-clic, где проводила мастер-классы по созданию фонов, а также приняла участие в ряде анимационных проектов.
Позже Мартин работала в качестве художника-ассистента Пьера Трюдо во время съёмок «Enfantillages» (1990). Впоследствии она приняла участие в создании фильма «Дни равнины» (Jours de plaine, 1990) Реала Берара и Андре Ледюка.
После получения сертификата учителя Мартин продолжила работать иллюстратором и сблизилась с Терез Дескари, пригласившей её в качестве режиссёра в сериал «Права на сердце» (Droits au cœur). Анимационный фильм «T.V. Tango» (1992), ставший первой режиссёрской работой Мартин, получил призы фестивалей в Чикаго, Злине и Оттаве. Гуманизм, социальная направленность и глобальный подход ко всему, характерные для творчества Мартин, в этом фильме выражены ярко.
В 1995 году Мартин приняла решение направить всю свою энергию на съёмку фильма Âme noire / Black Soul («Чёрная душа»). Это проект, над которым она начала работу ещё в 1993. Фильм был завершён в 2000 году и оказался невероятно успешным. Он принёс 22 награды, включая «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале. Здесь раскрылась широта и оригинальность художественного таланта Мартин. Отказавшись от рисования на бумаге и прибегнув к сложной технике «пальцевой живописи», Шартран показала историю чернокожего населения планеты, великолепно описав как «чёрных фараонов» в Нубии, так и работорговлю. Выход фильма сопровождался несколькими выставками её художественных работ.
В 2003 году Мартин Шартран, вдохновлённая песней Феликса Леклера, приступила к съёмке следующего своего фильма – «MacPherson», который увидел свет только в 2012. Это ещё один музыкальный фильм, который обращает внимание на темы, поднятые в «Black Soul».
28 августа 2013 года в Центре анимационного творчества «Перспектива» (Ярославль) прошла творческая встреча Мартин Шартран с участниками международной киношколы «Ярославский медвежонок».
Ринат Хабирьялов,
главный редактор сайта,
заведующий отделом
мультимедиа образования
В статье использованы материалы сайта Focus on animation (перевод с англ. Владислава Алексеева)
При копировании материалов ссылка на сайт необходима!