Почта Gmail Почта ДО мэрии Виртуальный кабинет

Творческая встреча с канадским режиссёром-аниматором

29.08.2013, ЦАТ «Перспектива». Ринат Хабирьялов

Накануне в Центре анимационного творчества «Перспектива» прошла творческая встреча известных режиссёров-аниматоров Александра Петрова (Ярославль, Россия) и Мартин Шартран (Монреаль, Канада) с участниками летней (августовской) сессии киношколы «Ярославский медвежонок».

– Когда мы буквально несколько дней назад узнали о приезде Мартины Шартран в Ярославль, и то, что она планирует творческую встречу с нами (участниками киношколы – прим. ред.), то сразу как-то «напряглись», что мы о ней ничего не знаем, – говорит ученица гуманитарного отделения «Перспективы». – Если, например, Александр Константинович, мы с ним встречались, бывали на его студии, где он нам мастер-классы по анимации давал, мы знаем его фильмы, и то, что он завоевал Оскара, прославился на весь мир. У меня даже автограф есть… О Мартине в интернете мы ничего не смогли найти. Потом наши педагоги, Маргарита Ивановна, рассказали о ней, на «Мультстране» прочитали статью в «Рубриках». Так что, уже узнали до встречи о её мультфильмах, где училась, её успехи.

Действительно, Мартин Шартран (Martine Chartrand) в рунете появилась совсем недавно. Мы обратились к материалам англоязычной сети и написали о ней статью в рубрике «Мастера анимации» (вероятно, не слишком соригинальничали, но, тем не менее). И вот, Мартин теперь «вживую» у нас в Ярославле, в «Перспективе». Предваряя встречу, Александр Петров сказал, что перед нами «представитель совершенно другой культуры, иного взгляда на жизнь, творчество, и вообще всё». Добавим к этому, что в Мартин (или Мартине) уживаются одновременно комик и трагик, то импульсивный и чувственный, то сдержанный и сосредоточенный. Такой набор состояний и эмоций весьма характерен для творческой личности. Аниматор должен уметь не только изображать, но и ощущать героя, обстоятельства, как бы, «сканировать» каждое мгновение, то есть, должен быть не только хорошим технологом (в смысле передачи цвета и движения), но и психологом. И Мартин это удаётся.

Она представила вниманию собравшихся три своих фильма. Воспринимаются они как своеобразный триптих, в котором прослеживается творческая «эволюция» канадского аниматора. Фильм «Т.В. Танго» (T.V. Tango), вышедший в 1992 году, стал первой самостоятельной режиссёрской работой М. Шартран. В нём сквозь призму игры показаны взаимоотношения детей друг с другом и окружающим миром. Фильм выполнен в технике рисунка.

Следующий фильм, увиденный зрителями, называется «Чёрная душа» (Black Soul). Над ним Мартин работала с 1993 по 2000 год. В этом широком талантливом повествовании об истории чернокожего населения планеты показаны и ужасы работорговли, и чёрные фараоны Нубии, и нью-орлеанский джаз. Фильм выполнен уже в принципиально другой технике «пальцевой живописи» («ожившей живописи»). Напомним, что М. Шартран в 1994 году приезжала на стажировку в Ярославль к Александру Петрову, который, собственно, и обучил канадку этому мастерству.

Завершался просмотр фильмом «МакФерсон» (MacPherson), вышедшим совсем недавно, в 2012 году. Вспомнилось, как Мартин тактично предупредила присутствующих фото и видеорепортёров, что во время показа снимать на камеру нельзя. Центральная идея фильма была навеяна аниматору песней Феликса Леклера о МакФерсоне – сплавщике леса, реально существовавшем персонаже. Здесь мы также встречаемся с историей взаимоотношений чёрных и белых людей, своеобразной метафорой которых является чёрно-белая шахматная доска с фигурками на ней.

«Я работала над фильмом в течение восьми с половиной лет, – признаётся Мартин, – и каждый день в течение всего этого времени я слушала эту песню, вживалась в каждую её ноту, чтобы лучше прочувствовать движение, тайминг». Действительно, не только в этом фильме, но и во всех трёх, ощущается поразительная способность режиссёра передавать движение. Кроме того, любой внимательный зритель найдёт, что Мартин довольно скрупулёзно подходит к подбору музыкального материала. Может, сказываются уроки игры на фортепиано в детстве, а может, качество это врождённое, ведь всем известно об удивительной музыкальности чёрных (хотя, на самом деле, Мартин – мулатка).

Ещё Мартин поведала об одном неприятном казусе, произошедшем во время работы над МакФерсоном. Дело в том, что Мартин, пожалуй, «последний из могикан», использующий для покадровых съёмок анимации не компьютер, а камеру с киноплёнкой. Чуть ли не со слезами вспоминает она то, как из-за брака в плёнке (или в камере) пришлось заново переснимать большой эпизод: «Сначала руки опускались. Но делать нечего, надо было продолжать работать и заканчивать фильм». Вот так, благодаря воле, упорству и терпению, которые необходимы каждому аниматору, и был завершён «МакФерсон».

Вообще, в своих фильмах Мартин, так или иначе, обращается к личности ребёнка. Видимо, мотив детства созвучен её внутреннему миру. А ещё в её творчестве просматривается явная социальная направленность, желание вскрыть проблему, говорить открыто на «закрытые» темы, рассказывать просто о сложном. Стоит упомянуть, что все три фильма – лауреаты многих международных профессиональных кинофестивалей – всегда находят тёплый приём публики на разных континентах.

Завершалась творческая встреча автографами, которые получили все желающие, и групповым снимком на память. Мартин Шартран подарила ребятам «Перспективы» диски со своими фильмами, а художественный руководитель Центра Маргарита Нагибина от имени «перспективцев» вручила гостье из Канады свою книгу «Волшебная азбука: анимация от А до Я», поблагодарив за интересную творческую встречу. Все очень тепло попрощались с новым другом и пожелали новых хороших фильмов.

Анонс по теме

Статья о Мартин Шартран в рубрике «Мастера анимации»